00:09 

Lille Prinsen
Воин тьмы, светловолосый бог крови и похоти. (с)
Немного информации о судьбе Маргариты Мансо.
Для начала, процитирую Яна Гибсона, который, по сути, и вытащил эту щекотливую историю на свет божий:

Возможно, в мае этого года Лорка сделал попытку соблазнить Дали, полагая, что тот должен быть более покладист после публикации поэмы. В 1955 году Дали сказал Алену Боске, что поэт дважды пытался совершить с ним акт содомии, но у него ничего не вышло, потому что он, Дали, не "педераст" и потому что "это больно":
Однако, с точки зрения моего личного престижа, я был очень польщен. Глубоко в душе билась мысль, что он действительно великий поэт и что я — Божественный Дали! — все же немного обязан ему своим анусом. В конце концов он использовал девушку, заменившую меня на этом жертвеннике. Потеряв надежду уговорить меня на соитие, он клялся, что жертва, принесенная той девушкой, стала жертвой и для него: он впервые вступил в половой контакт с женщиной.
Девушкой, о которой говорил Дали в интервью 1986 года, была Маргарита Мансо, студентка Академии. Она была очень худенькой, вспоминал он, как мальчишка ("совсем без груди"), сексуально раскрепощенной и увлеченной как им, так и Лоркой. Она поражала мужчин своей беззаботностью и привлекательностью (в том числе друга Лорки, художника и дизайнера Сантьяго Онтаньона). "Она была очень хорошенькой и современной, — вспоминал он в 1987 году, — и это делало ее вдвойне привлекательной"6.
Личное дело Маргариты Мансо, сохранившееся в архиве Академии, свидетельствует, что она родилась в Вальядолиде в 1908 году (24 ноября) и жила с родителями в Мадриде, где ее мать была портнихой. Она поступила в Академию осенью 1925 года и оставалась там, ничем не выделяясь, до сессии 1926/27 учебного года. Неизвестно, когда Дали встретил ее, скорее всего в мае 1926 года, поскольку он отсутствовал в Мадриде, когда Маргарита Мансо начала посещать занятия.
Знакомство Маргариты с Лоркой произошло вскоре после того, как она поступила в Академию, возможно, при посредничестве экзотичного любовника поэта — скульптора Эмилио Алардена (тоже студента Академии). Вместе с Лоркой и подругой Дали Марухой Мальо она приобщилась к новомодному стилю "пренебрежения нормами", широко распространенному в Мадриде. Суть этого стиля заключалась в отказе от головных уборов (в те годы ношение шляпы было обязательным). Новое движение окрестили "бесшляпизмом". "Люди считали нас абсолютно аморальными, как будто мы были без одежды, и почти бросались на нас на улицах", — вспоминала Маруха Мальо в 1979 году, добавляя, что она, Лорка и Маргарита всюду появлялись вместе.
Когда Дали приехал в Мадрид, он немедленно присоединился к "бесшляпистам", несмотря на свою любовь к модным шляпам. Однажды они решили посетить бенедиктинский монастырь Санто-Доминго де Силос в Старой Кастилии, знаменитый своими григорианскими песнопениями и романской колокольней. Когда девушки попытались войти в церковь, монахи яростно воспротивились. "Здесь не должно быть никаких юбок!" — категорически заявили они. Тогда Маруха и Маргарита решили проблему, натянув пиджаки Лорки и Дали на ноги, как брюки, и подоткнув волосы под их шляпы. Подобный наряд позволил им проникнуть внутрь незамеченными. "Должно быть, впервые "трансвеститы поневоле" проникли в Санто-Доминго де Силос", — иронизировала Маруха Мальо годы спустя, а заодно интересовалась судьбой Маргариты Мансо после Гражданской войны, когда ее следы затерялись.
Похоже, что Дали в письме Лорке летом 1926 года имел в виду именно ту сексуальную сцену с ним и Маргаритой Мансо, когда восклицал: "Я вообще не способен понять Маргариту. Она что, идиотка? Сумасшедшая?" Эти слова предполагают, что Лорка и сам высказывал изумление по тому же поводу в последнем письме к Дали. Он мог, кроме того, использовать эту сексуальную сцену в стихотворении "Заводи", где прозвучал таинственный, поставленный в скобки и выделенный курсивом вопрос: "(Маргарита, кто я?)". Это стихотворение впервые появилось в журнале "Verso у Prosa" ("Стихи и проза") в апреле 1927 года с прекрасным рисунком Дали, изображающим головы его и Лорки, лежащие рядом на берегу в Кадакесе. Можно догадаться, что заголовок стихотворения "Заводи" — "Remansos" не случаен: он созвучен с фамилией Маргариты — Мансо.
В мае 1927 года Дали упоминает о Маргарите Мансо в письме к Лорке, проезжавшему через Мадрид. "Передай от меня привет Маргарите, — писал он. — Сейчас она, должно быть, уже большая девочка". Годом позже, когда Лорка опубликовал сборник стихов "Цыганское романсеро", Дали сказал, что, по его мнению, стихотворение "Фамарь и Амнон" с "каплями кровосмешения" и "упругой завязью розы" было одним из лучших в нем. Этот комментарий явился еще одной аллюзией на их совместный акт с Маргаритой Мансо, поскольку, как объяснял Дали, после ласк Лорка качал ее на руках, нашептывая на ухо четверостишие из "Фамари и Амнона" — слова, которые восклицал Амнон, перед тем как овладеть свой сестрой:

Фамарь, концы твоих пальцев,
как завязь розы, упруги,
а в пене грудей высоких
две рыбки просятся в руки...

Сцена с Маргаритой произвела сильное впечатление на Дали. Он обратил внимание на то, что романс Лорки "Погибший из-за любви" посвящен ей. Впоследствии Дали любил цитировать строки из него, навеянные причудливо скользящим светом серповидной луны:

...Луна, чесночная долька,
тускнея от смертной боли,
роняла желтые пряди
на желтые колокольни.


Так же у Маргариты был роман с писателем Хосе Мария Альфаро.
Маруха Мальо во время интервью в Мадриде 15 мая 1979 года утверждала, что подруга ее молодости пропала во время Гражданской войны. Действительно, война проехалась по ее судьбе. В декабре 1933 года Маргарита вышла замуж за художника Альфонсо Понсе де Леона, и вместе с ним имела отношение к гастролям театра "Ла Баррака" (ее муж создавал декорации). В начале войны де Леон присоединился к Фаланге и был убит в возрасте 30 лет 20 сентября 1936 года. Его тело было найдено в канаве в деревне Висальваро. Вдова присоединилась к группе Дионисио Ридруэхо в городе Бургос, и, по всей видимости, была как-то связана с вопросами франкистской пропаганды. Ее сестры Кармина и Мария Луиза и мать умерли во время войны.
После войны Маргарита вышла замуж второй раз - за врача-эндокринолога Энрике Конде Гаргальо.
По некоторым непроверенным данным, Мансо умерла в Мадриде 28 марта 1960 года.

Портрет Маргариты Мансо кисти ее первого мужа.


Маргарита в 1938 году.

@темы: и это все о нем, картинки, люди, фото

   

Romancero gitano

главная